Здравствуйте, дорогие мои детишечки! А не рассказать ли мне вам сегодня сказочку? Сказочке этой лет 700, она интересная и поучительная – про то, как опасно одной гулять по лесу, оставлять пенсионеров жить где-то у чёрта на рогах, и разговаривать с малознакомыми хищными животными…
[color= #9d6e2c;]Спойлер. Нажмите для прочтения[/color]
Давным-давно жила-была девушка. Звали её Валерьяночкой и жилось ей трудно: мало того, что любила она дровосека Питера, а сосватали её за кузнеца Гарри, так ещё и каждое полнолуние вокруг её хутора шастал волк-оборотень, которого хуторяне задабривали какой-нибудь скотинкой. Закусив очередным жертвенным поросёнком, животное успокаивалось на месяц, и жителей это вполне устраивало. Но в тот момент, когда наша героиня уже почти сбежала с возлюбленным дровосеком, сверхъестественный хищник решил заделаться людоедом.
Первой жертвой нового имиджа волчары стала сестра Валерьяночки, так что планы о побеге пришлось отложить до лучших времён. Пока, основательно нагрузившиеся в кабаке, хуторяне с топорами и факелами носились по дубравам и пещерам, Валерьяночка решила переждать беспорядки у своей бабули, проживающей в лесу. Эта пенсионерка не знает, куда себя применить, потому, очевидно, от скуки затачивает каждую ветку в округе до состояния колюще-режущего оружия. Приняв к сведению тот факт, что по округе рыщет огромная сверхъестественная зверюга, бабуля решает обезопасить героиню, выдав ей неприметный красный халат с капюшоном.
Мама Валерьяночки тоже время не теряла, а провела разъяснительную беседу с Питером, выражаясь практически цитатами с отечественных женских форумов, типа: «Я в шoке — кo мне сегoдня пoдвалил парень, oказалoсь чтo oн плoтник! Как мoжет такoй пoдхoдить к девушке?». Наслушавшись подобного, несчастный дровосек смотрит на героиню волком и требует отстать от него и держаться подальше. Естественно, эффект это производит обратный (я называю такую схему мужского поведения «методом Эдуарда») и Валерьяночка уже сама буквально лезет на Питера. А между тем, попытки хуторян призвать оборотня к ответу терпят сокрушительное фиаско.
Урегулировать вопрос с борзеющим животным решено было доверить Гэри «Дракуле» Олдмену (какая тонкая ирония со стороны кастингового департамента). Дракула прибывает на хутор вместе с отрядом спецназа из негров, китайцев и одного тевтонского рыцаря с арбалетом. В первой же схватке с оборотнем отряд показывает себя во всей красе: Дракула кричит «А я вас всех предупреждал!!!», негры с китайцами разлетаются во все стороны, тевтонский рыцарь стреляет из арбалета куда угодно, но только не в оборотня, местные жители гибнут в огромных количествах. Ей богу, от толпы выпивших хуторян с топорами и факелами и то больше пользы было.
Понятное дело, если б всех этих любителей – дракул/негров/китайцев – разогнать, набрать профессионалов и переименовать всю контору в «полицию» – совсем другое дело было бы. Ни один оборотень бы не ушёл живым. А так, что с них взять? Особенного с тевтонского арбалетчика, который весь фильм в шлеме с очень узкой прорезью для глаз.
Пока отряд Дракулы валяет дурака, Валерьяночка обнаруживает, что оборотень забредает на хутор не просто так, а непосредственно по её душу. Ситуацию усугубляет Дракула, кричащий на всех углах, что зловредное животное – это один из местных жителей. На почве чего наша героиня уже не знает, кому доверять – зверюгой может оказаться кто угодно, а оба её ухажёра, что Питер, что Гарри, ведут себя всё подозрительнее и подозрительнее, хоть волком вой. Выход тут один – накидывать красный халат с капюшоном, хватать корзинку с пирожками и бежать к бабушке…
Превратить классическую сказку в готический триллер – идея не самая новая. Если приглядеться, то практически всё творчество Шарля Перро и братьев Гримм так и просится на полку к Брему Стокеру, Мери Шелли и Эдгару По. И «Красная шапочка» тут не исключение (хотя эта сказка больше востребована в кинематографе несколько иного толка). Вспомните хотя бы «Шоссе» с Риз Уизерспун в роли хичхайкерши-как-бы-Красной-шапочки и Кифером Сазерлендом в роли маньяка-как-бы-Серого-волка.
Так что в этом плане почва для метаморфоз в романтическую страшилку тут весьма подходящая. Готические избушки, заснеженные горы, глухие леса, туман, луна кровавого оттенка – авторы стараются создать соответствующую атмосферу и местами им это даже удаётся. Несмотря на то, что вся работа декораторов, похоже, сводилась к превращению любой палки, ветки или бревна в кол. Благодаря чему родной хутор главной героини больше похож на какое-то поселение ежей, а не на место где можно безопасно жить и воспитывать детей. А то ведь страшно представить: идёшь себе с работы, поскользнулся случайно и ку-ку – отовсюду колья торчат, повезёт еще, если только без глаза останешься.
Понятно, что как-то всерьёз напугать тут даже не пытаются. Зачем? Работа – не волк, в лес не убежит. Главный замес для целевой аудитории вовсе не в откусанных конечностях. Собственно, кровавой бани никто никому и не обещал – оборотень не сверкает на солнце и на том спасибо. Местами приятно радуют вплетённые в сюжет элементы из оригинальной сказки («Бабушка, почему у тебя такие большие зубы?»), но как-то особо заигрывать с этим не стали. Дальше любовного треугольника с лёгким щекотанием нервишек драматургия, увы, не идёт. Хоть авторы и поигрались немного со стилистикой, но до готической стильности и атмосферности, скажем, «Сонной лощины», «Красной шапочке» далековато.
Зато сценарий активно налегает на детективную составляющую, за счёт чего даже те, кому любовные метания героини до фонаря, могут себя развлекать вычислением истинной личности оборотня. Тут сценарист затеял со зрителем настоящие кошки-мышки, каждые пять минут переводя стрелки с одного персонажа на другого, не очень изящно (после того, как героиня замечает, что у оборотня карие глаза, выясняется, что таким же цветом глаз может похвастаться чуть ли не половина хутора), но вполне эффективно манипулируя подозрениями. Так что практически каждый зритель имеет шанс быть обманутым к своему удовольствию (но лично я лишил себя такого шанса где-то на половине просмотра).
Ну и давайте уже разберёмся с тем слоном в углу, который отзывается на кличку «Сумерки». Да, совершенно очевидно, что именно экранизациям произведений Стефани Майер мы обязаны появлению вот именно этой интерпретации сказки про Красную шапочку. И Кэтрин Хардвик у руля тут не случайно, и закадровый нарратив героини, и постоянные пролёты камеры над горами и лесами – откуда растут уши фильма ни для кого не секрет. Чего стоит романтическая дилемма главной героини – дровосек Питер или кузнец Гарри? Оба статные красавцы, первый – бледноватый, чернобровый, с причёской в стиле «взрыв на макаронной фабрике», второй – скромный, заботливый, и по роду деятельности часто обнажается по пояс. Ничего не напоминает?
С другой стороны, вне зависимости от того, что мы все думаем про историю Беллы и Эдуарда, Хардвик всё же сняла лучшую на данный момент серию «Сумеречной», прости, Господи, «Саги». Вот и в «Красной шапочке» вполне достаточно светлых моментов. При желании, в работе Хардвик можно уследить и детали из оригинальных версий этой сказки (а не только адаптаций Перро и братьев Гримм), и цитаты из «Имени Розы», и отсылки к творчеству Сергея Прокофьева, а в конце – очень хитрую фигу всем поклонникам истории Беллы и Эдуарда.
Да, «Красная шапочка» вышла такой же молодёжно-девчачьей, вычурно-романтичной, как и «Сумерки», но она не страдает тяжеловесностью, затянутостью или завышенными амбициями. Если вы ожидали увидеть какой-то сверхоригинальный фильм, с глубокими персонажами и искромётными диалогами, то вы либо большой оригинал, либо как-то неверно оценили рекламную компанию этой кинокартины. Этот фильм именно такой, каким и должно быть развлекательное кино для девушек. Которым кинодеятели-мужчины определили гетто из романтических комедий и «Сексов в большом городе», и так редко дают погулять по территории других жанров.